"ЧТЗ – Уралтрак" представил свою продукцию на 8-й международной
выставке "Нефть и газ Туркменистана-2003". Она проходила с 24 по
26 октября в Ашхабаде, в экспоцентре "Серги Меркези" Туркменской
торгово-промышленной палаты. В выставке участвовали почти 60 предприятий и
фирм из 12 стран, в том числе из России, Украины, США, Канады, Великобритании,
Германии, Голландии, Швейцарии, Франции, Турции. Наше предприятие третий год
подряд принимает участие в этой весьма значимой для среднеазиатского региона
экспозиции.
Туркменистан сегодня занимает второе место в мире по объемам добычи газа и
наряду с Россией и Азербайджаном является крупнейшим среди стран СНГ поставщиком
углеводородного сырья. За счет экспорта нефти и газа в республике развивается
инфраструктура, идет масштабное строительство гражданских и промышленных объектов,
мелиорация земель. Не случаен большой интерес к этому иностранных компаний,
в том числе производителей тракторной техники. Так, в выставке в Ашхабаде
приняли участие и "Комацу", и "Катерпиллер", которые уже
не один год продвигают свою продукцию в Туркменистане. О серьезности намерений
наших именитых коллег-конкурентов говорит, например, тот факт, что фирма "Комацу"
открыла в столице республики свой постоянно действующий учебный центр. Крупнейший
дилер "Катерпиллера" в Европе – компания "Цеппелин" имеет
в Ашхабаде свое представительство. Причем "Cat" в этом году поставил
в Туркменистан порядка 110 машин – экскаваторы, бульдозеры, трубоукладчики,
погрузчики. Вся техника разделена на группы по районам эксплуатации, и в этих
местах дилер "Катерпиллера" организовал сервисные центры. Причем
"Cat" полностью взял на себя сервисное обслуживание машин в течение
года (это входит в контракт).
На этом фоне ЧТЗ делает все, чтобы упрочить свои позиции в республике, где
давно и хорошо знают и по-прежнему активно эксплуатируют нашу технику. И в
этом смысле выставка – прекрасная возможность почерпнуть много полезной маркетинговой
информации о положении дел, перспективах и потребностях туркменского рынка.
"ЧТЗ – Уралтрак" в Ашхабаде представляли заместитель начальника
управления маркетинга и сбыта Вадим Ощепков и начальник отдела рекламы Юрий
Донник. Стенд был традиционным – планшеты, модели, проспекты, видеоролики
на экране ноутбука. Организаторы выставки встречали ЧТЗ уже как старого знакомого.
На нашем стенде побывали заместитель председателя Кабинета министров Туркменистана
Е. Гурбанмурадов, государственный министр, председатель Торгово-промышленной
палаты и ГТК "Туркменнефтегаз" И. Чарыев. Прошли переговоры с рядом
заинтересованных потенциальных покупателей. Прежде всего это государственные
нефтегазовые компании и министерство мелиорации. Так, именно в ходе выставки
наши представители окончательно согласовали все условия контракта на поставку
двух бульдозеров Б-10м мелиораторам. Сейчас завод уже получил деньги за эти
машины, и скоро они будут отгружены.
В этом году, как сообщил В. Ощепков, ЧТЗ уже поставил в Туркменистан 82 бульдозера
по контракту, заключенному еще в декабре 2002-го. А всего, начиная с 2000
года, мы отгрузили туда свыше 300 тракторов. По объему экспорта нашей техники
Туркменистан среди стран СНГ уступает только Казахстану. Достигнута договоренность
о поставке в следующем году еще 90 инженерных машин – примерно поровну газовикам
и нефтяникам. Мелиораторы хотят купить партию наших виброкатков ВК-24 для
строительства плотины, есть интерес к колесным фронтальным погрузчикам ПК-5.
Местных железнодорожников заинтересовал бульдозер ДЭТ-320 для прокладки автономной
от соседнего Узбекистана железнодорожной ветки. Словом, перспективы новых
поставок есть. Тем более что клиринговая схема расчетов за технику уже отработана:
Туркменистан за тракторы ЧТЗ расплачивается газом, а наши партнеры-дилеры,
через которых мы поставляем продукцию, платят заводу "живые" деньги.
Парк тракторов ЧТЗ в Туркменистане, даже по самым скромным подсчетам, – не
менее 1500 единиц. Пока проблемой остается сервисное и гарантийное обслуживание
машин. Конечно, ремонтные службы нефтегазовых компаний эту задачу как-то решают,
но для серьезного присутствия на рынке нам просто необходим фирменный сервис.
Первый шаг в этом направлении сделан. На выставке проведены переговоры с тремя
заинтересованными фирмами – партнерами ЧТЗ, которые хотели бы взяться за создание
сервисных центров ЧТЗ в Туркменистане. Предполагается ознакомить их с работой
уже действующих в России подобных центров, обучить специалистов-сервисантов,
снабдить необходимой методической литературой. Этим будет заниматься отдел
сервисного обслуживания продукции. В идеале, как пояснил В. Ощепков, мы хотели,
чтобы в Туркменистане был создан сервисный центр, оборудованный всем необходимым
для ремонта и гарантийного обслуживания тракторов. Кто из возможных партнеров
и насколько быстро сможет это сделать, пока говорить рано, главное – процесс
пошел, и теперь важно постараться ускорить его.
В рамках выставки в бизнес-центре "Сердар" состоялась конференция
по развитию нефтегазового комплекса Туркменистана, в ее работе принял участие
В. Ощепков.
Президентом страны Сапармуратом Ниязовым утверждена программа развития нефтегазовой
промышленности вплоть до 2020 года. Предполагается добыча газа в объеме 240
миллиардов кубометров в год (из них 140 – на экспорт), нефти – 100 миллионов
тонн (при ежегодном экспорте 80 миллионов). На конференции обсуждались проблемы
транспортировки этого сырья. Пока у Туркменистана есть только трубопроводы
советских времен, проходящие через Россию. Их пропускной способности не хватает
даже на полное обеспечение квот, выделяемых российским компаниям "Газпром",
"Итера" и украинской "Нафтогаз". Альтернативный проект
– трубопровод через Афганистан в Пакистан и Индию – пока остается на бумаге:
его прокладка слишком рискованна. Зато развиваются нефтеперерабатывающий комплекс
и порт для танкеров в городе Туркменбаши на Каспии. В Туркмении очень дешевое
топливо (бензин – всего два цента за литр), а местная нефтехимическая промышленность
с помощью иностранных компаний уже освоила выпуск необходимой номенклатуры
масел. Так что с маслами и топливом для наших тракторов у туркменских потребителей
проблем не будет. А поскольку наши новые бульдозеры неплохо себя показали
(из 82 машин нарекания были только по двум), у нас есть все шансы и в дальнейшем
еще более укрепить репутацию челябинской марки.
По итогам выставки в Ашхабаде "ЧТЗ – Уралтрак" награжден дипломом
оргкомитета за активное участие и новые инженерные машины.